m.transport.161.ru
30 октября 2017

FAQ о зимних шинах: отвечает пилот-испытатель

Автогонщик и руководитель школы водительского мастерства MRE Максим Ахтямов регулярно проводит тесты зимних шин для автомобильных изданий. Мы предложили ему верифицировать несколько наших утверждений о зимних шинах с учетом его богатого опыта полигонных испытаний, а также поставили несколько обзорных видео, снятых Максимом по результатам тестов.

Для российских условий шипованная резина является более сбалансированным вариантом с точки зрения сцепления на разных типах покрытия

На самом деле, все зависит от условий, потому что в Ростове-на-Дону и Владивостоке они разные. Я сделаю акцент на другом: если у вашего автомобиля нет системы стабилизации, нужны шипованные шины, а если нет и АБС — нужны лучшие шипованные шины. Чем меньше автомобиль оборудован электронными системами, тем лучше и дороже ему нужны шины.

Все зациклены на длине тормозного пути, но не менее важно, как зимняя резина влияет на баланс автомобиля, например, на склонность к заносу

Да, на летних шинах сорвать машину в занос на сухом асфальте не многим по силу. Сцепление на асфальте избыточно в случае соблюдения ПДД. Зимой — другое дело, и здесь влияние резины на стабильность автомобиля имеет очень большое значение. У разных шин разные свойства, причем некоторые шины (обычно более дешевые) делают машину склонной к резким заносам, делая ее поведение нервным. Зимой это минус.

На качество шипованной резины влияет способ ошиповки: на заводе или непосредственно перед продажей

Да, и выбирать нужно только заводскую ошиповку. Поэтому если у шины стоят уникальные для нее шипы (звездочкой, прямоугольник и т. д.) — это еще одна гарантия, что шипуют на заводе.

Всесезонная резина существует (например, M+S для внедорожников), но уступает по свойствам специализированной

Формально можно сказать, что всесезонная резина существует, потому что исходя из текста ПДД и других нормативов можно сделать вывод, что на резине M+S можно ездить по снегу и льду. И некоторые шины такого типа будут лучше на замерзших покрытиях, чем летняя резина. Но все равно не сделайте ошибки: «всесезонная» резина существенно уступает по свойствам специализированной, то есть летней — в теплое время года и зимней — в холодное. При этом по свойствам она гораздо ближе к летней.

Зимние колеса различаются и по сопротивляемости пробою при наезде на острое препятствие

Да, различаются, и зависит это от прочности боковины. Есть два варианта надежных шин: внутренняя философия бренда (например, большая часть шин Bridgestone и Maxxis c крепкой боковиной) или же отдельные шины в модельном ряду, которые нетипичны для этой компании вроде Pirelli Ice Zero.

 

У каждого типа зимней резины есть своя «специализация». Идеальной во всех категориях зимней резины не существует

Все верно, как не бывает универсального автомобиля, так не бывает универсальной шины. Особенно зимней, где разработчикам нужно ломать голову, как сделать, чтобы шина хорошо тормозила на снегу, на льду, на сухом и мокром асфальте, чтобы не было сюрпризов в поворотах. Обычно разработчики говорят: представьте канат — с одной его стороны хорошее торможение на льду, с другой — хорошее торможение на мокром асфальте. Вытягиваешь одну позицию и уходит вторая.

Шипы скользят по асфальту

Посмотрите мои тесты: на торможении в целом разницы нет и на первый план выходит специализация конкретной модели (фрикционной или шипованной) под асфальт или же под снег. А в асфальтовых поворотах все же шипованные шины немного уступают в предельных режимах. Но в целом гипотеза о том, что шипы делают зимние шины беспомощными на асфальте, не подтверждается на практике.

 

Для рутинной езды важна не столько резина с высокими предельными возможностями, сколько шины, которые обеспечивают стабильность и предсказуемость автомобиля на разных типах покрытий

Все верно, поэтому в своих тестах я много внимания уделяют поведению шину и плавности реакции. Например, тому, как машина реагирует на обычный сброс газа — нередко в этом случае развивается занос. Именно резкие реакции в повороте пугают новичков, и порой плавность скольжения важнее, нежели проигрыш на торможении в один метр.

 

Очень дорогая резина — это больше маркетинг, чем действительно высокие сцепные свойства и долговечность

Конечно, сейчас некоторые производители шин решили уйти в сегмент суперпремиум (кто-то с летними шинами, кто-то с зимними). У них сцепные свойства немного лучше, более понятная обратная связь для водителя, шина прощает избыток скорости в повороте или чрезмерный поворот руля, скольжения развиваются плавнее.

Очень дешевая резина — это гарантия того, что она не работает

Нет, в прошлогоднем тесте дешевых шин шипованные Viatti Brina Nordico при сильных холодах (-25С) ехали на уровне Hakkapeliita 8, но на асфальте уступили, а фрикционные Maxxis SP-02 Artic Trekker оказались сбалансированными на всех четырех типах покрытия. Другой вопрос, что у дешевых шин резкие повадки, поэтому их лучше ставить на автомобили с системой стабилизации.

Свойства конкретного комплекта шин нужно знать: поведение машины на разных типах зимней резины очень отличается и требует корректировки стиля вождения

Да, все верно. Можно посоветовать выехать на скользкую дорогу или парковку без машин и посмотреть на поведение автомобиля на этих шинах. Однако понять до конца не получится — маленькие скорости. В идеале, необходимо ехать на снежно-ледовую специализированную площадку (для скоростей 80+ км/ч), которые есть в каждом городе-миллионнике.

Если зимняя резина долго хранилась перед продажей, ее свойства уже не те

Здесь вопрос как хранилась: если она была свалена в кучу, то не удивительно, что потом пишут: «Купил новую шину, а она восьмеркой встала на диске». В первую очередь нужно смотреть на условия хранения. Нередко такое бывает, когда в небольших магазинчиках устравают аттракцион невиданной щедрости.

Назови три-четыре марки зимней резины, которая кажется тебе наиболее сбалансированной по сцепным свойствам на разных поверхностях

Частый вопрос: посоветуйте марки шин. Проблема в том, что у каждого производителя есть удачные и неудачные модели. Поэтому могу посоветовать только конкретные модели, причем в том типоразмере, в котором я тестировал (205/55R16 и 185/65R15). Ведь в зависимости от размерности рисунок, который хоть и кажется издалека похожим — другой: блоки, их расположение, длина ламелей, расстояние между блоками. Нельзя рисунок протектора просто в Corel Draw растянуть. Плюс не все типоразмеры тестируются в реальной жизни, больше половины проектируются на компьютере и сразу на прилавок. Но по опыту своих испытаний могу рекомендовать следующее.

Модели шипованных шин: премиум — Pirelli Ice Zero, средний сегмент — Nokian Nordman 7, дешевый сегмент — Viatti Brina Nordico.

Модели фрикционных шин: премиум — Nokian Hakkapeliita R2, дешевый сегмент — Maxxis SP-02 Artic Trekker.

Артем Краснов  

Фото: Максим Ахтямов
Видео: Автошоу VIN-КОД/Youtube.com

92069    165  



Аккумулятор умирает ещё летом: популярные вопросы об автомобильных батареях

Спрашиваем у специалиста, как и когда менять источник электроэнергии в машине.

   19     5 дней назад

О невероятных пешеходах и быстрых полосах

Трактуем ПДД с учетом теории вероятности: как именно нужно уступать дорогу пешеходам?

   34     6 дней назад

Mazda CX-9. Как скрыть полноту

Самый крупный кроссовер Mazda возвращается на российский рынок и удивляет своим нежеланием казаться крупным.

   104     9 дней назад

SKODA Kodiaq 1.4 TSI и другие. Дорога на Шварцвальд

Мы испытали «маломощный» Kodiaq и сравнили его с Octavia в местах, где их осень теплее нашей весны.

   174     16 дней назад

Почему обвинители в судах выгодны для водителей

Когда судья берет на себя роль обвинителя, доказать что-либо ему может быть проблематично.

   15     20 дней назад